Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе?...
Что-то случилось с нашими маленькими
школьниками — дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется
плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в
гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках — Боже мой! — нелепые и
глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным — это и вовсе
отдельная печальная история! «Весна… — вздыхаем мы — витаминов мало, организм
растёт, перестраивается — гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность
школьных программ зашкаливает — откуда тут нормальному самочувствию и состоянию
взяться?» Это точно, песня про первый класс, который «вроде института»,
перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть — и весна с
витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих
организмах. Но ведь весеннему школьному «авитаминозу» подвержены далеко не все
дети, у некоторых вполне хватает «пороха в пороховницах» добраться до летних
каникул. И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а
параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит!
Что для него становится важнее — годовые контрольные, мониторинги, отчёты,
оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда
учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать
атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности
отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.
Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём
другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда
учитель учит «напролом», оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и
нормы, а не живых маленьких людей.
Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как
перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут
помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и —
что тоже немаловажно! — желание учиться. Очень важную роль играет здесь
родительский настрой. Как говорится: «если не можешь изменить ситуацию, измени
своё отношение к ней». Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и
преодолеть её по возможности легко и с юмором.
Совет первый: «Я — воздушный шарик». Лёгкий и полётный, который не
улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает
задачи — легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на
холодильнике или над кроватью: «школа — это только ЧАСТЬ жизни!» Не стоит
слишком зацикливаться на ней! Образование — безусловно, важная, ответственная,
совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не
сделала «ножку маленькой, душу большой», а ученика здоровым и счастливым. Это
не самое главное, хоть и важная часть жизни — мама должна именно это
транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё
почти как во время беременности: мама напрягается — напрягается ребёнок, мама
раздражается и пугается — раздражается и унывает ребёнок, мама досадует — а
ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более
уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание
перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским
языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем.
Поэтому ищем в себе ( в себе!) лёгкость и юмор — это совсем не значит, что мы
уходим от реальных сложностей и проблем.
Совет второй: «Мы с тобой из одного
футбольного клуба!» А раз мы — одна команда, значит, преодолеем все сложности.
Важный момент — мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами
ребёнку. Наоборот: мы «болеем» за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих
«занудных» правил (но ведь в них есть смысл — простим им это занудство!),
вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой
придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка
разъясняющего и поучающего взрослого.
Совет третий: «Постоим на голове!» Иногда
дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на
нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается
ассоциативная память, шепчущая: «от этой картинки не жди ничего хорошего».
Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и
декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры
в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения
переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый
взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет
восприниматься как каторга и навевать тоску.
Совет четвёртый: «Отдохнём!» А
лучший отдых, как известно — это смена деятельности, настолько частая,
насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие
занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва.
Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со
временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности
дольше. Кстати, прекрасная разрядка — это помощь по дому. Часто родители
школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней
нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль,
вымыть пару тарелок, выстирать свои носки — на бедную Золушку этот набор ну
никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку — радость от
помощи маме плюс перерыв.
Совет пятый: «Человек — существо творящее». Это его
естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби,
увлечения — не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных
количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание — милые покупки, поход
кафе, шарики, мороженое, аттракционы — это, возможно, тоже иногда неплохо,
подобные «конфетки» дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную
разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип:
творить — значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это
с радостью и удовольствием (раз человек увлечён — то это подразумевается само
собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь — закон Природы, справедливый
и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то — отлично! Поддерживаем и не боимся
нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в
школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или
студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая
ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и
разрушит доверие к родителям.
И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую
первую очередь: «Ночь, улица, фонарь, аптека». В нашем случае: «прогулка,
полноценное питание, здоровый сон, витамины». Поддержать не только боевой дух и
настрой, но и тело нашего школьного «воина» тоже нелишнее. О здоровом образе
жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на
столь очевидных вещах. Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с
весенней школьной «депрессией». Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом
деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все
школьные проблемы нам будут нипочём!...
Комментариев нет :
Отправить комментарий