Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке
детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.
Что такое ПКПП?
ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) - форма организации
коррекционно-речевой помощи детям с нарушениями речи.
Основной целью деятельности пункта
является оказание
коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание
образовательной программы дошкольного и общего среднего образования и имеющим стойкие или
временные трудности в ее освоении.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения
образования на основании следующих документов:
-заключения ЦКРОиР (центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по
организации коррекционно-педагогической помощи;
-заявления законного
представителя обучающегося с особенностями психофизического развития.
Основные направления работы:
- исправление звукопроизношения;
-совершенствование грамматического и лексического строя речи;
-развитие фонематических процессов;
-развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики.
В период с 1 по 15 сентября проводится фронтальное
обследование детей учреждения образования с целью выявления необходимости
получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП
для занятий с учителем-дефектологом.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается
учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста
обучающегося. Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения
индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы
коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не
ежедневно, как дети логопедического сада.
Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с
педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам
индивидуализации обучения и воспитания ребенка.
Причины
и виды речевых нарушений
Часто при консультировании
родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак,
причиной речевого нарушения могут быть:
- внутриутробная
патология: хроническая гипоксия плода, токсикозы беременности;
- наследственная
предрасположенность, генетические аномалии;
- неблагоприятные
роды и их последствия;
- заболевания,
перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- общение ребенка
с людьми с нарушениями речи;
- неблагоприятные
социально-бытовые условия.
Логопедический
словарь для родителей
Дислалия –
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации
речевого аппарата.
Алалия –
отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых
зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
(системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия –
нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью
иннервации речевого аппарата.
Заикание –
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
Дисграфия –
частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислексия –
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное
несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся
ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы.
Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый
«легкий».
Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу
звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий
осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих
звуковую оболочку слова.
От
родителей требуется:
- создать условия для регулярного
посещения занятий;
- интересоваться темами, пройденными на
занятии;
- помочь ребёнку в выполнении домашнего
задания.
Не все группы
предполагают наличие домашнего задания. Обязательно оно при постановке звуков.
В группе «Профилактика дисграфии» методика не предусматривает домашнего
задания. Так как любая письменная работа ученика является закреплением навыков,
получаемых на коррекционном занятии. В данном случае родителям важно получить у
учителя-дефектолога советы и рекомендации.
Помните!
Самые важные и близкие люди в жизни
каждого
ребёнка — это его родители.
Будьте
внимательны к малышу. А мы вам с радостью поможем.
Комментариев нет :
Отправить комментарий