Как вести себя
родителям, если ребенок продолжает молчать, когда ровесники уже декламируют
стихи? Что такое возрастная норма?
Ее лучше знать, чем
бояться. До каких пор можно ждать и когда промедление идет во вред? На эти
вопросы я и постараюсь здесь ответить.
- А мой племянник Вася
молчал до пяти лет и потом сразу о мироустройстве заговорил...
Подобные разговоры
часто ведутся на детских площадках, когда кто-нибудь из родителей начинает
высказывать настороженность по поводу затянувшегося молчания своего двух - трехлетнего
чада.Бывает ли такое или это сказки? Отвечаю сразу, бывает всякое, но не всегда
на это стоит полагаться в выборе поведения. То, что произошло с Васей, не
гарантирует такого же чуда в вашем случае. Конечно, это очень подкупает
простотой решения, ведь родителям ничего не надо делать, только ждать. Я
советую воспринимать такую информацию, как один из вариантов возможного
развития событий. И предлагаю посмотреть на другие.
Родителей почему-то
очень пугают призывы сходить к логопеду: "Там на моего ребенка повесят
ярлык". Ребенка будут втискивать в какие-то нормы, а он личность,
индивидуальность. Никто не хочет услышать, что его малыш "не такой",
"хуже других". Я попробую избавить вас от этих предубеждений. Совсем
не обязательно, что результатом посещения специалиста будет постановка
пугающего диагноза. Может, вы действительно зря волнуетесь, и ребенок
развивается согласно возрастной норме? Вас успокоят, расскажут, когда и чего
следует ожидать.
Иногда небольшое
отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию
своего малыша, считая, что все произойдет само, без их помощи. Однако, это
очень индивидуально, у каждого ребенка свой потенциал. Один все впитывает, как
губка, ежедневно удивляя свое окружение новыми выражениями. Другому все дается
не так легко, с ним приходится настойчиво проговаривать и стараться добиваться
повторения для запоминания даже одного нового слова. В последнем случае,
логопед подскажет, каким образом нужно организовывать домашнюю работу по
развитию речи, чтобы преодолеть отставание. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов
и вариант того, что у ребенка действительно есть задержка речевого развития. В
этом случае обязанность родителей не упустить момент и заняться коррекционной
работой как можно раньше, чтобы преодолеть проблему к школе.
Не стоит бояться
посещения специалиста, как в случае подтверждения того, что ребенок развивается
в соответствии с нормой, так и в случае выявления отставания - ведь только
знание проблемы может привести к ее разрешению.Так что же следует понимать под
возрастной нормой? Как в соответствии с ней должна развиваться речь ребенка?
Первый крик своего малыша родители слышат еще
в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики
сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о
состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если
Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит,
произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу»,
«аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление
связано с эмоциональным общением с взрослым. Разговаривая с крохой, вы
стимулируете его речевое развитие.
В 2,5—3 месяца у младенца появляется
первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию
его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение
взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс
оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно
сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или
другого взрослого.
К 5—6 месяцам нормально развивающийся
младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными
звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша
появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы
произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это
очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно
стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка
оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом
развитии малыша начинается период лепетногодекламирования. Ребенок произносит
цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и
«нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное
общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все
чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых
лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би»,
«ав-ав», «пи-пи» и т. п.
К 1,5—2 годам в речи крохи
должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить
чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький»,
«красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой»,
«басёй», «маикий», «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое
смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил
смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные
звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые
распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую
грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его
речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать
лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4
годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з],
[з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать
красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том,
что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте,
чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто
желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать
это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж],
почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том,
что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет
нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка,
практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами
устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
По материалам сайта Открытый класс
Этапы усвоения детьми трудных звуков
1. Звук
С
Твердый звук С появляется у детей в
возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены С – Сь, межзубное или призубное
произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С
(однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется
произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В
старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным
произношением звука.
2. Звук
З
Появляется звук З на втором году жизни.
В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего
года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение
артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу
четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.
3. Звук Ц
Усвоение звука Ц проходит такие
промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок – сиплёнок – сыплёнок – тцыплёнок
– цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех
детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и
заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у
некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно
большинством малышей.
4. Звук Ш
Шипящий звук Ш появляется обычно на
третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со
свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может
наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда
четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и
звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого
уровня.
5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые
дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук»
вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение
звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но
иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими
и шипящими звуками.
6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но
некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо
часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч.
Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и
свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться
смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.
7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3
месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым
свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель. В 4-5 лет может наблюдаться обратная
замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его
употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может
быть и смешение: щ — ч, щ — сь.
8. Звук [л]
Мягкий звук л' появляется на втором году
жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда
заменяют л' звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но
иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут
быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и
р(лаборатория).
9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 —
2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую
систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система
заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4
года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого
года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р. Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят
звук Р как гортанный, или грассирующий («французский» ), звук.
Комментариев нет :
Отправить комментарий