Звуковичок

Что нужно знать, прежде чем начать заниматься исправлением звукопроизношения?
 При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук С. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук З, после этого переходят к мягким звукам СЬ и ЗЬ; последним в группе свистящих ставят звук Ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук Ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки Ж, Ч, Щ. В группе заднеязычных звуков (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ) основным является артикуляция звука К. Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Для коррекции некоторых звуков требуется уточнение произношения соответствующих гласных или согласных звуков.
Последовательность исправления звуков вы можете проследить по следующей схеме:


Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
1. Подготовительный,
2. Постановка звука,
3.  Автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их
4.  Этап дифференциации.

Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах  рекомендуется развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включить упражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головного мозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем ему хорошо учиться.

Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото.

Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.

Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

При выполнении данных рекомендаций, не сомневаюсь, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.

  Онлайн-альбомы

Формирование шипящих звуков

Звуки [к], [к']  (автор Кокорина Г.И.) 

Звуки [р], [р']  (автор Деревцова И.Н.)  

Автоматизация звука [ч]  (автор Токарева И.Н.)

Автоматизация звука [ц]  (автор Токарева И.Н.)

Автоматизация звуков [к,к'] (автор Кокорина Г.И.)

Автоматизация звука [с] (автор Токарева Э.Н.)

Дифференциация звуков [г-д] (автор Токарева И.)

Автоматизация звука [р, р'] (автор Деревцова И.Н.)

Автоматизация звуков [л, л']  (автор Матигина А.А.)

Дифференциация звуков [л' - й]   (автор Краснова И.В.)

Дифференциация звуков [л - в] (автор Якимчук Т.А.)

Дифференциация звуков [к - т]  (автор Ковалёва Е.Ю.)

Дифференциация звуков [c - ц]  (автор Коваленко Н.В.)

Дифференциация звуков [с - ш] (автор Лянгузова О.Ж.)

Дифференциация звуков [т' - д']  (автор Якимчук Т.А.)

Дифференциация звуков [ч - т'](автор Ковалёва Е.Ю.)

Дифференциация звуков [ч - щ] (автор Тылик Т. И.)


«Картотека картинок-символов звуков

(по Фомичевой М.Ф.)»


          Предназначена для учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей.
Используется с целью вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков посредством картинок-символов. 

Рекомендации по использованию материала: 
     Предложенные в картотеке картинки рекомендуется распечатать на цветном принтере и заламинировать для прочности. Возможно использование как на групповых, так и на индивидуальных занятиях по звукопроизношению и обучению грамоте.


Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений

1 комментарий :

  1. спасибо, для меня, как для начинающей информация очень полезна!

    ОтветитьУдалить