Дыхательная гимнастика


         Казалось бы, что может быть проще, чем умение дышать? Ведь мы
умеем это делать с самого рождения и тренировать тут особо нечего, вдох-выход – что такого? Обычно подобного рода упражнениям отводится скромное место в конце физических упражнений для расслабления организма. Но на самом деле роль дыхательных упражнений в гармоничном развитии малыша не стоит недооценивать. 
     Ведь дыхание не только снабжает кислородом важнейшие органы растущего организма, сердце и головной мозг,но и даже органы пищеварения, ведь для того чтобы пища в желудке переварилась и усвоилась, тоже нужен кислород. Насыщенная кислородом кровь быстрее бежит по венам, улучшая обмен веществ. 
             Вспомните, как часто малыши, увлекшись игрой, начинают дышать ртом, и, как следствие простужаются. Ох уж эти бесконечные ОРЗ, ОРВИ и прочие простуды, сколько родительских переживаний с ними связано. А ведь одним из эффективных методов профилактики подобных заболеваний является тот же самый комплекс дыхательной гимнастики. Он также подойдет деткам, страдающим бронхитами и другими заболеваниями дыхательной системы, даже такими серьезными, как бронхиальная астма. Приучаясь дышать глубоко и размеренно, полной грудью во время упражнений, малыш и в повседневной жизни начинает использовать такой тип дыхания, а это приводит к тому, что постепенно увеличивается объем легких, а значит, Ваш юный чемпион сможет нырять в морские глубины, быть самым быстрым на футбольном поле или на лыжне.
            Думаете, что польза дыхательной гимнастики ограничивается только этим? 
          Дыхание играет важнейшую роль для формирования речевой системы, оно питает речевой аппарат энергией, необходимой для хорошего и чистого произнесения слов.Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
    У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
      Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.
       Основные задачи в работе над развитием речевого дыхания:
1. Вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох.
2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе. 
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
* Выдоху предшествует сильный вдох через нос — набираем полную грудь воздуха.
* Выдох происходит плавно, а не толчками.
* Во время выдоха не надувать щеки.
* Выдыхать надо, пока не закончится воздух.
* Нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
* Многократное выполнение упражнений может вызвать головокружение.

Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи

       Все упражнения выполняются в указанной последовательности, к следующему упражнению можно переходить только после того, как будет освоено текущее упражнение. Гимнастику нужно проводить в состоянии покоя, можно использовать спокойную музыку или специальную расслабляющую музыку для медитаций.
1.  И.П.: лежа на спине, ноги вытянуты, руки по швам. Ребенку на живот
кладут игрушку, а ребенок должен следить за тем как поднимается игрушка.
2.  И.П.: то же. Вместо игрушки кладется ладонь ребенка.
   И.П. сидя на стуле, следить за осанкой. Ребенок кладет ладонь на живот, старается почувствовать,  как поднимается и опускается живот.
То же в положении стоя (можно выполнять перед зеркалом).
3.  И.П.: сидя на стуле. Быстрый вдох через нос, выдох через нос продолжительный.
4.   И.П: то же. Вдох через нос, выдох через рот.
5.   И.П.:  то же. Вдох через рот, выдох через нос.
6.   И.П.: лежа или сидя: вдох (5 сек.)  - задержка (3 сек.) - выдох (5 сек.);
7.«Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного за­паса цветов).
Купите ребенку мыльные пузыри и учитесь надувать их по-разному: быстро, медленно, тихо, слабо.
8. "Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
9.Немое кино”. Взрослый  показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
10. Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
11. Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
12. Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
13.  Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Упражнения для отработки правильного речевого выдоха


 1. Снег
 Дуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Щеки не надувать.
 2. Кораблики
 Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов"
 3. Футбол
 Соорудите из кубиков ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
 4. Буль-бульки
 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно.
 5. Волшебные пузырьки
Надувать мыльные пузыри.
6. Свеча
 Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. 

Дыхательные упражнения для часто болеющих детей

Часики. Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, размахивая руками вперед, назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз).
Трубач. Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх, медленный выдох, громко произнося «п-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз).
Помаши крыльями как петух. И.П. стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять руки в стороны, хлопая по бедрам, вдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз).
Каша кипит. Сидя, одна ладонь руки на живот, другая на груди. Втянуть живот, набрать воздуха в грудь – вдох, опустить грудь, выпятить живот – выдох. При вдохе, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф» (5-6 раз).
Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками, приговаривая «чух-чух-чух-чух» (20-30 сек.).
На турнике. Стоя, ноги вместе. Держа перед собой гимнастическую палку в обеих руках. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, опустить палку на лопатки – выдох с произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (3-4 раза).
Насос. Стоя,  ноги вместе, руки опущены. Вдох, наклон туловища вправо, выдох, встать прямо, произносить «с-с-с-с-с». Тоже – влево.
Регулировщик. Стоя, ноги на ширине плеч. Одну руку поднять вверх, другую – в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р-р-р-р» (4-5 раз).
Летят мячи. Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню – выдох, произнося «у-х-х-х-х» (4-5 раз).
Вырасти большой. Стоя прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки, опуститься на всю ступню  - выдох, произнося «у-х-х-х-х-х» (4-5 раз).
Лыжник. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением

звука «м-м-м-м-м» (1,5-2 мин.).

Маятник. Стоя, ноги на ширине плеч, палка на уровне нижних углов лопаток. Наклоны туловища в стороны с произношением звука «ту-у-у-у-х-х-х»(3-4 раза в каждую сторону).
Гуси летят. Медленная ходьба по комнате. На вдох руки в стороны, на выдох – опустить с произношением звука «гу-у-у-у-у» (1-2 мин.).
Семафор. Сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, медленно опустить с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с-с-с-с» 


1 комментарий :