Мелкая моторика

                 Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка

     Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
          Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
          Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
   Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.
         Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
           Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
           Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важны для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино), пальчиковых игр и упражнений, массажа, специальных методик.
         В магазинах сейчас много разных развивающих пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
          Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки - «Сорока-сорока...»,«Ладушки-ладушки...»,- «Идет коза рогатая...»,- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,- «Этот пальчик дедушка...» и другие.
          Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.
          Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
          В общем, выбирайте, в зависимости от умений, возраста, желания малыша:
• лепить из теста, пластилина различные фигурки
• рисовать (как умеет), можно использовать пальчиковые краски, можно кисточки
• очищать вареные яйца от скорлупы
• очищать мандарины
• очищать вареные овощи от кожуры, например, картофель
• перемешивать, например, салат
• перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох
• солить
• разбирать, очищать расколотые орехи
• переливать из кружки в кружку воду
• дайте свои бусы, пусть перебирает, как четки
• завязывать и развязывать шнурки
• застегивать и расстегивать пуговицы
• раздеваться и разуваться самостоятельно
• чистить губкой обувь
• стирать небольшие вещи, например кукольные
• мыть игрушки
• мыть посуду
• подметать пол
• вешать белье (натяните для малыша веревку и выделите прищепки)
• сматывать нитки в клубок или на катушку
• кормить аквариумных рыбок
• поливать цветы дома или на даче
• собирать ягоды
• вытирать пыль
• собирать игрушки
• собирать мелкие детали
• отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки (зубная паста, пластиковая бутылочка и т.д.)
• наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник
• рвать и мять бумагу
• делать из бумаги какие-либо фигурки
• играть со скотчем
• открывать ключами ящички, двери
Примеров может быть множество. Уверена, что вы сами сможете придумать различные и интересные способы развития мелкой моторики ваших деток. Успехов!
На что влияет мелкая моторика


ИГРАЕМ С ПРИЩЕПКАМИ
Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

♥Поймай жучка

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».

♥Наряжаем елку

Предложите крохе стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а кроха будет снимать прищепки.

♥Веселые человечки

Из прищепок можно смастерить интересных героев – человечка, домик, елочку, солнышко, змейку, цветочек, башенки. Ведь прищепки – не хуже конструктора. Сделав таких человечков, поиграйте с ними – кормите, гуляйте, лечите. Такая игра не только будет способствовать развитию моторики ребенка, но и разовьет творческое мышление и фантазию.

♥Бусы

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

♥Счеты

После того, как вы нанизали прищепки, закрепите два конца веревки (привяжите к ножкам стула). Двигая прищепки, как косточки на счетах, считайте их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево».

♥ Салочки

Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. Таким образом, можно научить детей счету.

♥Наш отличный ряд

Возьмите картонные полоски и научите малыша прикреплять прищепки к краям на равном удалении друг от друга. Таким способом вы развиваете у крохи чувство ритма, расстояния. Ребенок старательно крепит прищепки, а если ряд нарушается, скажите ему об этом. Усложняя задания, крепите прищепки, по-разному их группируя: две-промежуток-одна и т.д.

♥Игры с цифрами

Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

♥Понятие величины

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

♥Геометрические фигуры

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

♥Слова с прищепками

Поиграйте с малышом в следующую игру: вы произносите какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.



Комментариев нет :

Отправить комментарий